РОССИЙСКОЕ
СОБРАНИЕ ИНВЕСТОРОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО
СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ СИСТЕМНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ, ПЕНСИОНЕРОВ, ИНЫХ СОЦИАЛЬНО
НЕЗАЩИЩАННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
"СОЦИОПОЛИС"
Цель Программы - кардинальное
повышения уровня и качества жизни инвалидов, пенсионеров, детей-сирот,
многодетных и одиноких матерей, иных социально незащищенных категорий
москвичей, а также жителей Подмосковья, граждан России, ближнего и дальнего
зарубежья, располагающих квартирами, денежными средствами и иными активами.
Задачи, решаемые
Программой.
1. Разработка
концепции СоциоПолисов как жилых включений в ДЭРОС-Поселения (от
ДЭРОС=ДвухЭтажная РОСсия), а также самостоятельных поселений, обладающих
следующими основными свойствами:
·
минимальная стоимость (порядка
100 долларов за квадратный метр общей площади без учета стоимости земли и
внешних коммуникаций) строящихся домов при их предельно возможной
функциональности, строительство и оснащение за счет экономии средств
спортивно-оздоровительного, медицинского и общественно-делового центров;
·
максимальное удобство проживания в
СоциоПолисе для самых различных категорий населения, приспособленность
СоциоПолиса для их возможно более полного самоосуществления (самодиагностики,
саморазвития и самореализации);
·
энергетическая, экономическая и валютная автономия (в
перспективе) СоциоПолисов, позволяющая обеспечить интересы жителей СоциоПолисов в условиях грядущего повышения
коммунальных расходов;
·
создание системы образовательных комплексов на дому,
позволяющих каждому жителю СоциоПолиса получать самое высокое образование
(сообразно своим природным склонностям и способностям);
·
формирование системы рабочих мест на дому для детей и
взрослых, ориентированных как на цели производства продуктов питания и
потребительских товаров, так и на решение организационных задач, в первую
очередь в рамках ПЭЛП-системы прямых связей потребителя и производителя (от
ПЭЛП=Потребитель+Эксперт+Логистик+Производитель);
·
развитие взаимодействия "старый и малый"
как основного механизма комплексного решения проблем социализации детей и
подростков, в том числе беспризорных, обеспечения надлежащего ухода и общения
для пенсионеров и инвалидов, а также поддержки эффективного
образовательно-делового и оздоровительно-медицинского процессов;
·
наращивание социального капитала СоциоПолиса как социального
фундамента максимального самоосуществления каждого жителя СоциоПолиса в
процессе эффективного взаимодействия и социальной кооперации в рамках
СоциоПолиса.
2. Пропаганда
идей СоциоПолисов среди москвичей, жителей Подмосковья и иных
регионов, для которых участие в программе СоциоПолис может быть интересным и
посильным, ориентация при этом на следующие основные целевые группы:
·
инвалиды (не обыкновенные люди), имеющие
те или иные физические ограничения, но способные к посильному труду (включая
военных пенсионеров, переселенцев с севера и иные категории лиц, имеющие право
на государственную или корпоративную поддержку в решении своих жилищных
вопросов);
·
пенсионеры;
·
воспитанники детских домов;
·
многодетные и одинокие матери;
·
сироты;
·
лица, переселяемые в связи со сносом или
реконструкцией их жилья;
·
иные категории социально малозащищенных граждан.
3. Создание системы
финансовых механизмов, позволяющих решать проблемы финансирования
процесса проектирования и строительства СоциоПолисов, в первую очередь из
следующих источников:
3.1.
Условный Форвардный Обмен
московских квартир, принадлежащих лицам, заинтересованным в участии в
Программе, на жилье в СоциоПолисе.
3.2.
Государственные жилищные сертификаты, жилищные субсидии,
иные формы государственной и корпоративной поддержки решения гражданами
своих жилищных проблем.
3.3.
Бюджетные средства, а также средства
внебюджетных, благотворительных и иных фондов, ориентированные на решение
проблем соответствующих категорий граждан.
3.4.
Фонды поддержки процесса создания рабочих мест в
сельской местности и решения социальных проблем горожан.
3.5.
Иные источники.
4. Подготовка
и реализация в 2003-2004 годах программы "СоциоПолис-10000",
предполагающей переселение в рамках программы 10000 семей москвичей.
Базовая
организационно-финансовая схема
В качестве базовой
организационно-финансовой схемы СоциоПолиса принимается схема взаимодействия
активов будущих жителей СоциоПолиса, финансовых и иных ресурсов Московского
правительства, а также наименее капиталоемких технологий строительства и
эксплуатации зданий и сооружений (МП-Схема).
МП-Схема опирается на следующие
основания:
1. В МП-Схеме
участвуют исключительно жители Москвы, обладающие правами собственности
на качественное московское жилье и желающие обменять его на собственный
дом в СоциоПолисе.
2. Резоны для
переселения в СоциоПолис очевидны:
·
вместо неприспособленной для их полноценной жизни
малогабаритной квартиры в малопригодном для жизни микрорайоне большого города
они приобретают полноценное жилье в поселении, специально спроектированных
для их удобства;
·
вложение части сэкономленных при обмене московской квартиры
на дом в СоциоПолисе средств в клубную, медицинскую и оздоровительную сферы, а
также в дома для детей и подростков, а также в систему доставки товаров и
лекарств на дом позволят более чем существенно улучшить систему их
медицинского и социального обслуживания;
·
поскольку в СоциоПолисе будут создаваться рабочие места и
образовательные комплексы на дому, то жители СоциоПолиса получают
принципиальную возможность обеспечить свои базовые материальные и социальные
потребности.
3. Базовые
резоны для поддержки МП-Схемы со стороны московского правительства могут
быть представлены, в том числе, следующим образом:
·
вместо вложения значительных средств в реконструкцию жилищ
инвалидов (из числа запланированных 3000 квартир), возможно, рациональнее было
бы построить для инвалидов полноценные дома в социально приспособленном
поселке. Высвободившиеся же квартиры либо продать на открытом рынке, либо
предоставить для переселения очередников, либо использовать их в системе
коммерческого найма либо каким-нибудь иным образом;
·
аналогичные рассуждения могут быть применены и для средств,
которые планируется вкладывать в соответствующую реконструкцию городской
инфраструктуры;
·
в целом экономическая эффективность МП-Схемы с точки зрения
городского бюджета может быть достаточно высокой: решаются социальные и
экономические проблемы "не обыкновенных" людей, высвобождается
дополнительный жилищный фонд, который поступает на рынок, что в свою очередь
обеспечивает дополнительные поступления в бюджет, тем большие, чем больше
экономия средств на модификации инфраструктуры в интересах инвалидов;
·
самостоятельной задачей Правительства Москвы является
закрепление в столице, и в первую очередь на предприятиях оборонного комплекса
и других высокотехнологических государственных предприятий, равно как и научных
учреждений, молодых специалистов и ученых, что также может быть решено
наилучшим образом в рамках МП-Схемы;
·
дополнительные возможности повышения эффективности МП-Схемы
создает Фонд консолидации гарантий и поручительств «ИнтелРосГарант-Фонд»,
создаваемый в рамках стратегической инвестиционной программы «Интеллектуальная
Мощь России».
4. Суть МП-Схемы
заключается в следующем:
4.1.
При Московском правительстве создается специализированный орган
(далее по тексту - Комитет), объединяющий представителей департаментов,
потенциально заинтересованных в участии в МП-Схеме: социальной помощи,
строительства, муниципального жилья и т.п.
4.2.
Администрация Комитета проводит предварительную работу с
потенциальными жителями СоциоПолиса, разрабатывает и согласует с членами
Комитета схему обмена предлагаемой квартиры на жилье в СоциоПолисе, формирует и
подписывает все необходимые соглашения и иные документы, в том числе гарантию
выкупа на согласованных условиях квартиры в случае, если она не
нашла своего покупателя на рынке жилых помещений. Гарантия платная - в случае продажи
определенный процент от вырученных денег направляется в распоряжение Комитета -
возможно, для создания компенсационного фонда для пенсионеров, теряющих право
на московские доплаты к пенсии, а также иные социальные льготы, установленные
Правительством Москвы для жителей Столицы.
4.3.
Попечительский совет программы СоциоПолис, в который входят
представители московской администрации, общественных организаций инвалидов,
правозащитных и иных заинтересованных организаций, контролирует процесс
подготовки, совершения и исполнения МП-Сделок.
4.4.
После согласования всего пакета документов, касающихся
строительства СоциоПолиса и финансирования процесса переселения его будущих
жителей Движение организует строительство поселения (за счет привлеченных
денежных средств), а также срочную продажу, синхронизированную со сроками
сдачи СоциоПолиса, квартир, принадлежащих будущим жителям СоциоПолиса.
4.5.
Квартиры, которые не будут реализованы на рынке к моменту
заселения СоциоПолиса, приобретаются на согласованных условиях муниципальными
и иными заинтересованными городскими организациями (для обеспечения жильем
очередников, жителей выселяемых домов, для их ремонта и последующей продажи на
рынке и т.п.).
5. Прогнозируемые
конкретные результаты программы "СоциоПолис" для Правительства
Москвы.
5.1.
Снижение социальной напряженности в городе,
связанной с проживанием в нем лиц, имеющих практически неразрешимые препятствия
для своей жизнедеятельности. Переезд этих лиц и их семей в приспособленные для
их жизни поселения в сочетании с созданием там рабочих мест и образовательных
комплексов способно существенно повысить уровень и качество их жизни. Потери в
пенсионном обеспечении могут быть компенсированы за счет создания
соответствующего фонда, в который будут перечисляться определенные суммы от
выручки, связанной с продажей квартир.
5.2.
Повышение среднего уровня благосостояния жителей
Москвы - отремонтированные квартиры, высвободившиеся в результате осуществления
МП-Сделок, займут москвичи, имеющие более высокие доходы и бизнес-перспективы.
5.3.
Более экономное решение проблем очередников, а
также иных категорий москвичей, получающих жилье от городских властей, при
соответствующем ускорении движения очереди, а также повышение эффективности
программ закрепления в столице молодых ученых и специалистов государственных
предприятий и научных учреждений.
5.4.
Возможность "перенацеливания" части
очередников и лиц, переселяемых в связи с программами
реконструкции микрорайонов Москвы, на получение полноценного ДЭРОС-Жилья в
Подмосковье, а также расширения перечня участников ДЭРОС-Программы за счет
пенсионеров, сирот, безработных, иных категорий социально незащищенных граждан.
5.5.
Экономия на расходах,
связанных с приспособлением жилья и иных условий жизни в Столице для проживания
в ней инвалидов.
5.6.
Улучшение экономического взаимодействия Москвы и
Подмосковья, поскольку существенная часть рабочих мест,
создаваемых в рамках ДЭРОС-Программы, будет обеспечивать программу "Товары
на дом", поддерживаемую Российским собранием инвесторов.
5.7.
Дальнейшее повышение популярности Правительства
Москвы благодаря имиджу эффективного управляющего, способного к социально и
финансово плодотворным решениям проблем наиболее сложной категории москвичей,
основанным на самых современных экономических и организационных технологиях.